Заключение
Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры. Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества - это единая судьба.
Человек, как известно, часть биосферы. Всё необходимое для жизни (воду, пищу, значительную часть энергии и др.) он получает из биосферы, в неё же он сбрасывает и отходы своей деятельности. Долгое время природа перерабатывала их и сохраняла равновесие. Однако в последнее столетие вмешательство человека в природные процессы стало чрезмерным по своим масштабам. Поэтому современное состояние отношений между человеком и природой может быть охарактеризовано как экологический кризис. Симптом современного экологического кризиса является нарушение биотического круговорота вещества: человек стремится взять из природы как можно больше, не отдавая ничего взамен. По-этому всё, что было извлечено из неё человеком, должно быть возмещено. Учение Вернадского о ноосфере включает 4 основных положения:
1. Ноосфера - исторически последнее состояние геологической оболочки биосферы, которая превращается деятельностью человека.
2. Ноосфера - сфера ума и труда.
3. Изменения биосферы обусловлены как сознательной, такой подсознательной деятельностью человека.
4. Развитие ноосферы связано с развитием социально-экономических факторов /6/. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом”) науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.
Необходимо иметь в виду, что задача создания ноосферы - это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т.д. - все это и есть слагаемые ноосферы /6/. Устремленность в будущее - характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон. Необходимо трудиться во имя этого, т.к., скорее всего, третьего не дано: либо человечество вступит в этап ноосферы, либо цивилизация просто погибнет. Разумеется, удовлетворительный ответ на вопрос о том, что и как надо делать для ускорения перехода к стадии ноосферы, дать невозможно. Человечество ежедневно вступает в разнообразнейшие взаимоотношения с природой, и чтобы внести гармонию во все, нужны мер. Первая группа мер связана с предотвращением загрязнения окружающей среды. Вторая группа включает в себя конкретные меры по очистке уже загрязненных сбросов и стоков, утилизации отходов производств, перспективные меры по сокращению отходов за счет перехода к производству более долговечной продукции, удобной для повторного использования. Третьей группы мер, объединяемых общим словом – мониторинг. Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды по большому набору связанных между собой факторов или параметров слежения. Три группы мер, охарактеризованных выше и направленных на ускорение перехода к ноосфере, включают мероприятия, порождаемые человеческим разумом. Но отнюдь не всегда разумной деятельности достаточно для оптимизации взаимодействия человека с природой. Поэтому четвертую группу мер можно объединить в направление экологического воспитания чувств, ведь ключ к достижению гармонии лежит в наших душах/6/! Значимость учения о ноосферы в том, что оно раскрывает необходимость нового, не сопоставимого по своей значимости и масштабам с прежним, этапа развития человечества как единого планетарного организма /4,с.122/
Это интересно:
Витамин B12
Витамин B12 (цианкобаламин), содержит кобальт. В организме человека и животных не образуется, синтезируется микрофлорой кишечника, а затем всасывается в кровь. Обычно запасов витамина в печени человека вполне достаточно, чтобы предохранит ...
Исследование взаимосвязи группы крови и характера человека. Процедура
исследования.
В соответствии с целями и задачами нашей работы была разработана следующая процедура исследования.
Первый этап включил в себя диагностическое исследование с использованием соответствующих методик. Были проведены:
1. Тест на определение ...
Наука в Средние века
Условия для развития науки в период средневековья были крайне неблагоприятны. Философы-схоласты считали, что наука должна доказывать истину церковного учения. Влияние прогрессивных начал арабской науки, труды античных мыслителей встречали ...