Концепция современного естествознания - цели и задачи курса. Место дисциплины в подготовке экономистов
Слово «естествознание»
представляет собой сочетание двух слов — «естество» {«природа»)
и «знание».
Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом «природоведение»,
которое происходит от общеславянского термина «веды
» или «веда» — наука, знание.
Мы и до сих пор говорим «ведать»
в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием
понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т. е.
уже вполне оформленное
—часто в математических формулах— «точное» знание
о всем, что действительно есть
(или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение»
(подобно пресловутому «обществоведению»
или «науковедению»)
обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего «ведения».
Но если вопрос о происхождении слова «естествознание»
решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.
Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание — это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое
целое».
Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т. е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.
Чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность),
а именно — то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.
Это интересно:
Изучение прорастания спор в капле субстрата
На основании метода проращивания грибных зачатков во влажной камере, можно определять способность грибов к ассимиляции различных субстратов. На предметные стекла с лункой наносятся споровая суспензия в гидролизате (камыша, опилок, сена, р ...
Биологические основы кормления исследуемого объекта
На первых этапах постэмбрионального развития предличинки рыб осуществляют свое питание за счет содержимого желточного мешка. При резорбции последнего на 2/3 наступает переход на смешанное питание. После полного рассасывания желточного меш ...
Практическое использование ДГГЭ
Приведенные здесь схемы ДГГЭ обеспечивают более высокую разрешающую способность и эффективность обнаружения мутаций за счет использования гетеродуплексов. Их основные этапы приведены на рис. 4. Исследуемые препараты ДНК отжигают с меченым ...