Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Внешним выражением доминанты является внимание — направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное (когда не требуется больших усилий для того, чтобы удержать внимание на интересующем нас предмете) и произвольное (внимание, связанное с сознательно поставленной целью и требующее волевого усилия).

Основные свойства внимания — сосредоточенность и устойчивость. Устойчивость внимания постоянно колеблется. Для того чтобы развить высокую устойчивость внимания, необходимо учиться быстро переключать внимание, умело его распределять, тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы, которые могут храниться разное время.

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.

Процесс запоминания зависит:

1) от степени эмоционального интереса человека к предмету или явлению;

2) от уровня сосредоточенности человека на изучаемом предмете;

3) от сознательного волевого намерения запомнить именно данный материал.

Существует два способа запоминания: механическое и осмысленное. При механическом запоминании (т. е. зазубривании) материал не хранится долго и человек не может применить свои знания в жизни. Осмысленное запоминание материала позволяет человеку пользоваться им в решении других жизненных задач. Одним из важных условий запоминания является повторение, которое должно быть осмысленным.


Это интересно:

Рост грибов: общая характеристика роста
Рост грибов происходит при определнных условиях: наличие источников питания углерода, азота, водорода, неорганических соединений, содержащих калий, натрий, фосфор, магний, кальций, серу и железо; микроэлементов марганца, цинка, молибдена, ...

Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими растениями во внеурочной работе
Учащихся необходимо учить пользоваться научными знаниями при выполнении внеурочной работы. Учитель должен давать им задания с использованием биологических знаний при постановке опытов на учебно-опытном участке, при сборе растений для колл ...

Хаос и порядок. Физический хаос
Широкое распространение концепций синергетики как общенаучной парадигмы конца ХХ века поставило вопрос не просто о расширении категориального аппарата социально-гуманитарных дисциплин, а и об использовании достаточно универсальных математ ...