Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Внешним выражением доминанты является внимание — направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное (когда не требуется больших усилий для того, чтобы удержать внимание на интересующем нас предмете) и произвольное (внимание, связанное с сознательно поставленной целью и требующее волевого усилия).

Основные свойства внимания — сосредоточенность и устойчивость. Устойчивость внимания постоянно колеблется. Для того чтобы развить высокую устойчивость внимания, необходимо учиться быстро переключать внимание, умело его распределять, тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы, которые могут храниться разное время.

Выделяют кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.

Процесс запоминания зависит:

1) от степени эмоционального интереса человека к предмету или явлению;

2) от уровня сосредоточенности человека на изучаемом предмете;

3) от сознательного волевого намерения запомнить именно данный материал.

Существует два способа запоминания: механическое и осмысленное. При механическом запоминании (т. е. зазубривании) материал не хранится долго и человек не может применить свои знания в жизни. Осмысленное запоминание материала позволяет человеку пользоваться им в решении других жизненных задач. Одним из важных условий запоминания является повторение, которое должно быть осмысленным.


Это интересно:

Симбиотические взаимодействия между микроорганизмами и высшим растениям
Симбиоз – весьма распространенное явление. Понятие о симбиозе было сформулировано во второй половине XIX века немецким ученым де Бари, который понимал симбиоз в широком смысле слова как взаимосвязи между двумя или несколькими организмами ...

Супрессорные Т-клетки
Получены очевидные функциональные доказательства существования антигенспецифичных супрессорных Т-клеток, однако эти клетки, по-видимому, не составляют отдельной субпопуляции Т-клеток с исключительно супрессивной функцией. Доказано также, ...

Жизненный цикл паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев; промежуточные и основные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах. Примеры
Жизненный цикл – это совокупность всех стадий развития «от яйца до яйца», а при отсутствии яйца от любой стадии до ближайшей такой же. Основными биологическими моментами жизни всякого организма являются приспособления, обеспечивающие сохр ...