Итак, настоящей работой мною была рассмотрена тема «Проблема существования человечества в свете теории Вернадского о ноосфере».

В работе были использованы различные литературные источники, поскольку разные авторы по-своему трактуют проблему о взаимоотношениях человечества с ноосферой. Моей задачей было - отразить насколько это возможно в формате данной работы развитие представлений о живой оболочке нашей планеты и пути сохранения человечеством нормального её функционирования.

Изучив каждый из поставленных мною вопросов данной темы, я пришёл к выводу, что научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы. Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания.

Также в ходе своей работы я узнал, что ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Вернадский сумел увидеть то, что давно было у всех перед глазами, объединил, казалось бы, несоединимое. В том и заключается великая простота и неожиданность научных открытий. Ученый стал исследовать геологическую деятельность человека в ее сходстве и различиях с другими природными геологическими силами. Геологическая роль человека недооценивалась учеными. Вернадский выявил некоторые геохимические и общегеологические закономерности деятельности человека на планете. Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

И, наконец, я узнал, что сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

В заключение могу сказать, что все планируемые мной вопросы были рассмотрены и тема полностью раскрыта.


Это интересно:

Опорно-двигательная система
Скелет птиц отличается прочностью и легкостью. Прочность достигается за счет балочного типа структуры и трубчатости костей. Легкость обусловлена пневматичностью костей, редукцией костного мозга. Масса скелета составляет 4-18% от массы тел ...

Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955)
Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955) - французский ученый, философ и теолог. Его книга «Феномен человека» внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми ...

Следы исполинов
О том, что на Земле когда-то жили исполины, перед которыми казался крошкой любой высокий человек, говорится в легендах и мифах самых разных народов. В ирландских сагах и сказках братьев Гримм, в Библии и преданиях индейцев Южной Америки ...