Роль естествознания в формировании профессиональных знанийСтраница 1
Многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального, о чем еще в XVII в. говорил английский философ Томас Гоббс, утверждая, что "все общественные законы государства должны подчиняться тем же правилам, что и механика и геометрия". С таким утверждением во многом можно согласиться, особенно в сфере управления, где действует, например, один из важнейших принципов — принцип обратной связи, на котором основана работа многих машин и устройств. Отклонение от данного принципа неизбежно ведет к нарушению нормальной работы.
Что же происходит сейчас, в период интенсивного техногенного развития человечества? По оценкам палеонтологов, за все время существования жизни на Земле эволюцию прошли около 500 млн живых организмов. Сейчас их насчитывается примерно 2 млн. Суммарные потери только от вырубки лесов составляют 4—6 тыс. видов в год. Это приблизительно в 10 тыс. раз больше естественной скорости их вымирания до появления человека. Одновременно наша планета интенсивно пополняется множеством видов искусственно созданной технической продукции, так называемых техногенных видов продукции. Ежегодно число различных машин, приборов, устройств, строений возрастает примерно на 15—20 млн единиц.
Новые способы земледелия не обходятся без гигантского потока химических веществ. Энергетика стала обязательной спутницей любой развитой страны. Она же является одной из причин нарушения экологического равновесия — глобального потепления, вызванного парниковым эффектом (что подтверждается не только ежегодным повышением средней температуры воздуха, но и ростом уровня Мирового океана на 2—3 мм в год), а также разрушения озонового слоя. Во многих местах нашей планеты выпадают кислотные осадки, приносящие громадный ущерб объектам живой и неживой природы.
Все происходящее является в значительной степени результатом активного вмешательства человека в природу и свидетельствует о неудовлетворительном состоянии индустриально-технологической практики, образовательной философии, снижении нравственного и духовного уровней человека. Общество фактически смирилось с существованием людей, имеющих ограниченный кругозор, с подготовкой специалистов узкого профиля. Дифференциация и специализация, вроде бы диктуемые логикой научного процесса, в действительности порождают многие экологические и социальные проблемы. В такой ситуации отдельные представители науки и прогрессивной общественности зачастую оказываются бессильны решить данные проблемы, а также справиться с инстинктом толпы, которой руководит чаще всего желание создать удобный и приятный образ жизни.
Итак, нам представляется, назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. При этом необходимо осознанно вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, о котором писал выдающийся естествоиспытатель В.И. Вернадский. Другими словами, возникла объективная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенной на основе органического единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих. Человек должен научно, зримо и осознанно увидеть свою зависимость от окружающего мира.
Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап которой характеризуется наличием экономического, экологического, энергетического и информационного кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа причин обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия все чаще выдвигает в центр системы образования приоритет человеческой личности. Формирование широкообразованной личности требует решения ряда взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать оптимальные условия для гармонических связей человека с природой посредством изучения естественно-научных фундаментальных законов природы. Во-вторых, человек живет в обществе, и для его гармонического существования необходимо погружение в культурную среду через освоение истории, права, экономики, философии и других наук.
Концепцию фундаментального образования впервые отчетливо сформулировал в начале XIX в. немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольт. По его мнению, предметом такого образования должны служить те фундаментальные знания, которые именно сегодня превалируют в фундаментальной науке. Ученый утверждал, что образование должно быть встроено в научные исследования. Эта прогрессивная идея системы образования реализована в лучших университетах мира.
Это интересно:
Молекулярные механизмы регуляции клеточного цикла
Клеточный цикл – это период жизни клетки от одного деления до другого или от деления до смерти. Клеточный цикл состоит из интерфазы (период вне деления) и самого клеточного деления.
В конце G1 периода принято различать специальный момент ...
Относительный характер приспособленности
Развитие органов для захвата, удержания, умерщвления добычи (щупальцы).
Маскирующая окраска.
Выделение парализующих ядов.
Выработка особых способов поведения (ожидание в засаде). ...
Назвать основные направления эволюции животного мира в
палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры
Эра
Период
Направление эволюции
Палеозойская
Кембрийский
Расцвет морских беспозвоночных: моллюсков, трилобитов
Ордовикский
Силурийский
Появление первых позвоночных: многоножек, скорпионов, бескрылых на ...