Некоторые симпортеры, антипортеры и унипортеры

Материалы » Строение и принцип действия переносчиков » Некоторые симпортеры, антипортеры и унипортеры

К настоящему времени достаточно хорошо охарактеризовано несколько систем, катализирующих транспорт одного или более растворимых веществ. При этом скорость переноса с помощью этих белковых комплексов гораздо ниже, чем даже через наиболее "медленные" каналы. В данном разделе мы рассмотрим переносчик глюкозы и анионный переносчик (белок полосы 3) из мембраны эритроцита, лактозопермеазу из Е coli и группу митохондриальных переносчиков. Транспортные функции этих белков весьма разнообразны: они катализируют облегченную диффузию одного какого-то вещества, симпорт Н+ и сахара, в результате чего происходит накопление сахара в клетке, и антипорт растворенного вещества.

Отметим некоторые общие свойства этих процессов:

1. В некоторых случаях эти транспортные белки являются олигомерами, обычно димерами. Однако, по-видимому, только у митохондриальных переносчиков (например, у системы обмена ATP/ADP) канал образуется из структурных элементов разных мо номеров. Во всех других случаях, по всей вероятности, каждая субъединица функционирует независимо, даже если она является частью олигомера.

2. Весьма высокая степень гомологии транспортных белков указывает на их близкое структурное родство, хотя они существенно различаются как по субстратной специфичности, так и по функциям. Это позволяет предположить, что для широкой группы функционально различных переносчиков характерны общие транспортные механизмы.

3. Для анализа работы в большинстве случаев транспортных белков можно с успехом использовать модели с чередованием кон- формационных состояний, аналогичные модели, схематически представленной на рис.2. При этом лимитирующей стадией является конформационное изменение с той стороной мембраны, где находится место связывания.

4. В большинстве случаев сродство переносчика к транспортируемому веществу не зависит от того, к какой стороне мембраны обращено место связывания. Однако для первичных активных транспортных систем наблюдается иная картина.

5. Все рассматриваемые здесь переносчики обычно чувствительны к реагентам, действие которых направлено на сульфгидрильные группы. Однако это не обязательно должно означать, что между переносчиками имеется значительное структурное сходство или они используют одинаковый механизм транспорта. Например, установлено, что ни один из восьми остатков цистеина лактозопермеазы не участвует непосредственно в транспорте. Высказывалось также предположение, что погруженные в мембрану остатки пролина распределены в транспортных белках непропорционально, однако значение этого факта остается неясным.


Это интересно:

Кодирование сигнала в латеральном коленчатом теле и первичной зрительной коре
Ганглиозные клетки сетчатки проецируют свои отростки в латеральное коленчатое тело, где они формируют ретинотопическую карту. У млекопитающих латеральное коленчатое тело состоит из 6 слоев, каждый из которых иннервируется либо одним, либо ...

Универсальные механизмы возникновения и развития катастрофических событий
Катастрофические события, как ранее было сказано, происходят в сложных системах. Теперь я лишь хочу уточнить, что эти системы инвариантны относительно изменений масштаба и состоят из других систем. Чтобы описать теорию самоорганизованной ...

Реакция на стрессовые ситуации.
Самые устойчивые к стрессовым ситуациям люди – люди с I группой крови. Они живут спокойно и размеренно, разумно, успевают быстро справиться с проблемами, встающими на их пути. Они не страдают ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромност ...