Экскурсия «в сосновом бору»
Страница 1

Во время экскурсии по сосновому лесу я сравнила по внешнему виду деревья, выросшие в гуще леса и одиночно. У тех деревьев, что росли одиночно, раскидистая крона, количество отмерших нижних веток невелико. А те, которые росли в гуще, отличаются тонкими длинными стволами. Нижние ветки у них отмерли, крона небольшая, к тому же узкая. Это связано, в первую очередь, с количеством получаемого света. Там, где освещенность хорошая (одиночные деревья), деревьям не нужно было бороться за солнечные лучи и тянуться ввысь, как в случае с деревьями из гущи леса.

В популяции сосен происходит самоизреживание. Этот факт становится особенно очевидным, если сравнить количество сосен в молодом лесу, с количеством сосен на аналогичной площадке в спелом лесу. На площадке 10м*10м в молодом сосновом лесу (12-15 лет) в среднем растет 30 сосенок, а в спелом (80-100 лет) на той же площади 3. Самоизреживание очевидно.

Таблица 5. Степень угнетения деревьев на площадке спелого леса внутри одной популяции на 1 га

Показатели

1-го класса

2-го класса

3-го класса

4-го класса

5-го класса

Всего

Количество сосен

15

48

63

45

12

183

Толщина ствола, мм

36-44

32-36

28-33

26-28

18-22

Из полученных данных можно сделать вывод, что в популяции сосен тип взаимодействия – конкуренция. Особи растущие близко друг другу или близко к сильному здоровому дереву угнетены и погибают. Выживают те особи, вокруг которых наименьшее количество соседей, у которых есть возможность развернуть крону. То есть это особи 1,2 и 3 классов.

Примечание:

1. По степени угнетения деревья одного возраста в лесу принято делить на пять классов. К первому классу относят деревья, возвышающиеся над общим пологом леса. Ко второму – деревья основного полога. К третьему – деревья, входящие в общий полог леса, но имеющие менее развитую крону, иногда «сжатые» с боков. К четвертому классу – деревья с сильно сдавленной кроной, находящиеся частично в общем пологе или ниже него. К пятому классу – деревья, кроны которых полностью располагаются под общим пологом, засыхают или совсем засохли.

2. Толщина ствола определяется на уровне груди путем измерения диаметра одного дерева среднего размера.

Мы определили и сравнили интенсивность размножения деревьев разных классов по степени угнетения в популяции (величина зрелых шишек, возможность распространения семян ветром). На основе этих фактов сделали вывод о том, какие особи сосен оставляют больше потомства, какие меньше или совсем не оставляют.

Сосны первого и второго классов имеют более крупные шишки, у сосен первого класса возможность распространения семян ветром большая. Это связано с тем, что они выше других особей и получают больше света. Меньше потомства оставят деревья третьего и четвертого классов. Потому, что из-за недостатка света и сжатости кроны шишек у них меньше и они мельче. Практически не оставят потомства деревья пятого яруса – у них очень мало шишек.

На той же площадке лесного биоценоза мы изучили видовой состав растений в других ярусах. В подросте росли береза белая и дуб черешчатый; в подлеске – лещина; из кустарничков мы увидели: волчье лыко и малину; из травянистых: щитовник мужской, ландыш майский, копытень европейский, землянику лесную, гравилат городской, сныть обыкновенную и дудник лесной; мох - кукушкин лён; также на березе можно было увидеть накипные и кустистые лишайники.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Общие закономерности эволюции
Макроэволюция представляет собой обобщенную картину эволюционных преобразований. Только на уровне макроэволюции обнаруживаются общие тенденции, направления и закономерности эволюции органического мира. В течение второй половины XIX – пер ...

Класс центрофициевые — сentropнyсеа Е
Створки обычно округлых очертаний и радиального строения, шов отсутствует, половой процесс — оогамия. Примерами могут служить роды циклотелла, мелозира, талассиозира, скелетонема, биддульфия, хетоцерос. ...

История формирования сообществ живых организмов
Вся суша подразделяется на крупные области, называемые материками или континентами: Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду. Растительный и животный мир континентов сильно различается. Известно несколько фа ...