Расизм и его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.
Страница 1

Материалы » Понятие возраста человека » Расизм и его социальные корни. Прогрессивная общественность в борьбе против расизма.

Расизм находит себе особенно благодатную почву в среде американских и английских полигенистов, которые пытаются обосновать законность торговли неграми, мнимыми аргументами в пользу “теории” близости темнокожих рас к животным. Наиболее принципиальную и последовательную критику эти рабовладельческие взгляды встретили со стороны русских революционных демократов, главным образом Н. Г. Чернышевского. Фактическое их опровержение было дано исследованиями Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее.

Проблема этногенеза (происхождения народа) имеет огромное значение для многонационального государства в связи с ростом национального самосознания. Доказательства единства происхождения всех современных рас является серьезным аргументом в борьбе с расизмом. С точки зрения антропологии, представления о расе как "душе" языка и культуры, является лжеучением. Ненаучными являются расовые концепции, которые утверждают, что расы обладают определенными психологическими свойствами, детерминирующими исторический процесс.

Все ныне живущее человечество представляет собой, с биологической точки зрения, один вид - Homo sapiens ("человекразумный"), распадающийся на более мелкие подразделения, именуемые расами. Термин "раса" созвучен арабскому "ras" - "начало", "происхождение" и итальянскому "razza" - "раса", "племя". Представители различных расовых типов могут достаточно сильно отличаться друг от друга (суданский негр, монгол, прибалтийский европеец), прежде всего по ряду телесных признаков - цвету кожи, волос, глаз, форме волос, чертам лица, форме черепа, пропорциям тела и др. Расовые признаки связаны с наследственностью и мало меняются под воздействием среды; для жизнедеятельности они не существенны.

Необходимо строго различать понятия "раса" и "нация". Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. Раса же есть совокупность людей, отличных одним антропологическим типом, происхождение которого связано с определенным географическим ареалом. Нельзя употреблять словосочетания типа "английская раса", "германская раса", "китайская раса" и т. д.

В пределах одной нации существуют варианты расовых признаков. Приведем примеры. Северные итальянцы отличаются от южных более высоким ростом, менее удлиненной головой, они более светловолосы и светлоглазы. Так же отличны северные французы от южных, англичане восточных графств - от западных.

Не существует связи расы и языка. У человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он воспитан. Среди тюркоязычных народов бывшего СССР встречаются южные европеоиды - азербайджанцы, монголоиды - якуты, чуваши из уральской расы. В пределах одного расового типа можно встретить различные группы языков. Так, среди индоевропейцев можно встретить разные варианты европеоидной расы.

Язык и культура могут распространяться без перемещения расового типа, но последний, мигрируя, обязательно переносит их с собой, и только антропология может выявить истинные расовые компоненты, составляющие основу данного народа.

Границы антропологических типов чаще совпадают с границами историко-этнографических областей, т. е. общностей людей, сложившихся в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область.

Расизм - сумма антинаучных концепций, основа которых - представление о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, изначальном разделении людей на "высшие" и "низшие" расы.

Страницы: 1 2 3


Это интересно: