Совместные игрыСтраница 7
В процессе своего становления человек унаследовал от своих животных предков это высокоэффективное, обладающее большой адаптивной ценностью достижение эволюции, и этим обусловлена гомологичность общего хода онтогенетического развития поведения у высших животных и у человека. Однако в онтогенезе человека открываются практически безграничные возможности многократного преобразования форм игровой активности, в то время как даже у наиболее развитых животных адультное поведение фиксируется в указанных нескольких конечных руслах, изображенных на схеме. Поэтому, хотя и у человека поведение развивается отчасти по унаследованным от животных жестким руслам, оно в решающих сферах его деятельности не претерпевает на адультном этапе присущее животным сужение, а, наоборот, дивергентно развивается во все новых формах. В результате поведение человека развивается в конечном итоге в целом в значительно более широком диапазоне, чем на предшествующих этапах онтогенеза.
Не вдаваясь в подробности, мы коснулись здесь лишь некоторых сравнительно-онтогенетических аспектов развития поведения и психики животных и человека, опираясь при этом на нашу концепцию игры как развивающейся психической деятельности. Многие вопросы еще нуждаются в обстоятельном изучении, а приведенные здесь обобщения еще носят во многом предварительный характер. Разработка этой чрезвычайно сложной проблемы, без сомнения, имеет большое значение и для решения ряда насущных практических задач дошкольной педагогики.
[1] Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. — М., 1992.
[2] Lorenz К. Play and vacuum activity in animals// in «Symposium L'instinct dans Ie comportement des animaux et de 1'homme»/ Mason: Paris. 1965.
[3] Овсянников Н.Г. Поведение и социальная организация песца. — М., Изд-во ЦНИЛ охотн. х-ва и заповедников. 1993.
[4] Фосси Д. Гориллы в тумане. — М., Прогресс. 1990.
[5] Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. — М., Мир. 1968.
[6] Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза// Физиология поведения: Нейробиологические закономерности. —Л., Наука. 1987.
[7] Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во Московского Университета. 1976.
[8] Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М., 1986
[9] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
[10] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
[11] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
[12] Лоренц К. Человек находит друга. — М., Изд-во МГУ. 1992.
[13] Крымов А.А. Проблемы игры животных в современной зоопсихологии // Психол. журн. — 1982. — Т.З. — № 3.
[14] Lee P. Play as a means for developing relationships// In Hinde R.A. (ed.), Primate Social Relationships. Blackwell, Oxford. 1983. P. 82—89.
[15] Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. — М., 1935.
[16] Фабри К. Э. К проблеме игры у животных. — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1973, т. 78, вып. 3
Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976.
Фабри К. Э. Основные этапы развития поведения животных в онтогенезе. — В. кн.: Управление поведением животных. М., 1977,
[17] Фабри К. Э. Классификация игр животных. — Бюллетень МОИП, Отд. биологический, 1982, т. 87.
[18] Фабри К. Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 337—366.
[19] Фабри К. Э. Этологическая классификация дополнительных функций грудных конечностей и ротового аппарата млекопитающих: (К вопросу о принципах этологической систематизации). — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1972, т. 77, вып. 1, с. 5—13.
Это интересно:
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
При полигибридном скрещивании родительские организмы анализируются по нескольким признакам. Примером полигибридного скрещивания может служить дигибридное, при котором родительские организмы отличаются по двум парам признаков.
Например, м ...
Проанализируйте эволюцию нервной системы животных от низших до высших
многоклеточных".
Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к ...
Постэмбриональное развитие сазана
Этап развития А.
Через 5 дней после нереста в пруду появляется молодь сазана на этапе А. На этом этапе сазан имеет большой желточный мешок грушевидной формы. Голова слегка пригнута к желточному мешку. Рот нижний, открытый, неподвижный. Г ...