Совместные игры
Страница 7

Материалы » Шимпанзе и человек » Совместные игры

В процессе своего становления человек унаследовал от своих животных предков это высокоэффективное, обладающее большой адаптивной ценностью достижение эволюции, и этим обусловлена гомологичность общего хода онтогенетического развития поведения у высших животных и у человека. Однако в онтогенезе человека открываются практически безграничные возможности многократного преобразования форм игровой активности, в то время как даже у наиболее развитых животных адультное поведение фиксируется в указанных нескольких конечных руслах, изображенных на схеме. Поэтому, хотя и у человека поведение развивается отчасти по унаследованным от животных жестким руслам, оно в решающих сферах его деятельности не претерпевает на адультном этапе присущее животным сужение, а, наоборот, дивергентно развивается во все новых формах. В результате поведение человека развивается в конечном итоге в целом в значительно более широком диапазоне, чем на предшествующих этапах онтогенеза.

Не вдаваясь в подробности, мы коснулись здесь лишь некоторых сравнительно-онтогенетических аспектов развития поведения и психики животных и человека, опираясь при этом на нашу концепцию игры как развивающейся психической деятельности. Многие вопросы еще нуждаются в обстоятельном изучении, а приведенные здесь обобщения еще носят во многом предварительный характер. Разработка этой чрезвычайно сложной проблемы, без сомнения, имеет большое значение и для решения ряда насущных практических задач дошкольной педагогики.

[1] Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. — М., 1992.

[2] Lorenz К. Play and vacuum activity in animals// in «Symposium L'instinct dans Ie comportement des animaux et de 1'homme»/ Mason: Paris. 1965.

[3] Овсянников Н.Г. Поведение и социальная организация песца. — М., Изд-во ЦНИЛ охотн. х-ва и заповедников. 1993.

[4] Фосси Д. Гориллы в тумане. — М., Прогресс. 1990.

[5] Шаллер Дж. Год под знаком гориллы. — М., Мир. 1968.

[6] Фирсов Л.А. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза// Физиология поведения: Нейробиологические закономерности. —Л., Наука. 1987.

[7] Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М.: Изд-во Московского Университета. 1976.

[8] Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. М., 1986

[9] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.

[10] Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

[11] Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

[12] Лоренц К. Человек находит друга. — М., Изд-во МГУ. 1992.

[13] Крымов А.А. Проблемы игры животных в современной зоопсихологии // Психол. журн. — 1982. — Т.З. — № 3.

[14] Lee P. Play as a means for developing relationships// In Hinde R.A. (ed.), Primate Social Relationships. Blackwell, Oxford. 1983. P. 82—89.

[15] Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. — М., 1935.

[16] Фабри К. Э. К проблеме игры у животных. — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1973, т. 78, вып. 3

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976.

Фабри К. Э. Основные этапы развития поведения животных в онтогенезе. — В. кн.: Управление поведением животных. М., 1977,

[17] Фабри К. Э. Классификация игр животных. — Бюллетень МОИП, Отд. биологический, 1982, т. 87.

[18] Фабри К. Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе животных. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 337—366.

[19] Фабри К. Э. Этологическая классификация дополнительных функций грудных конечностей и ротового аппарата млекопитающих: (К вопросу о принципах этологической систематизации). — Бюллетень МОИП. Отд. биологический, 1972, т. 77, вып. 1, с. 5—13.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно: