Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни познания)

Материалы » Понятие и виды культуры. Сущность науки. Структура естественнонаучного познания » Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни познания)

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.


Это интересно:

Восстановление во время критического периода
В какой степени возможно восстановление после депривации во время критического периода? Даже если депривированный глаз после критического периода остается открытым на протяжении месяцев и лет, повреждение является перманентным, происходит ...

Источники важнейших микроэлементов пищи
ЙОД - морская капуста, изделия из нее, морская рыба (треска, минтай, сайра и др.), кальмары, креветки, мясо, молоко. Беднее йодом куриные яйца, говяжья печень. На морском побережье часть необходимого йода человек получает с воздухом. МА ...

Постэмбриональное развитие сазана
Этап развития А. Через 5 дней после нереста в пруду появляется молодь сазана на этапе А. На этом этапе сазан имеет большой желточный мешок грушевидной формы. Голова слегка пригнута к желточному мешку. Рот нижний, открытый, неподвижный. Г ...