Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни познания)

Материалы » Понятие и виды культуры. Сущность науки. Структура естественнонаучного познания » Структура естественнонаучного познания (эмпирический и теоретический уровни познания)

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.


Это интересно:

Получение персистентно инфицированных клеточных культур
Персистентной инфекции культур клеток при полном отсутствии ЦПД или минимальном его проявлении можно добиться несколькими способами. Одним из них является пассирование вируса с высокой множественностью инфекции и пересев выживающих клеток ...

Понятие возраста человека. Типы возраста: абсолютный, биологический, паспортный, психический, социальный. Критерии биологического возраста
Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении – достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные. Возрастным статусом (ребенка, подростка, взрослого гражданина ) называется положение ...

История развития понятия «Ноосфера»
На основе наблюдений природных явлений представление о том, что живые существа взаимодействует с внешней средой и влияет на ее изменение, возникло давно. В начале 17 века зачатки представлений о биосфере мы встречаем в трудах голландских ...