Метафизический и диалектический методы познания природы. Эмпирические и теоретические методы

Материалы » Понятие и виды культуры. Сущность науки. Структура естественнонаучного познания » Метафизический и диалектический методы познания природы. Эмпирические и теоретические методы

В экономической теории применяются два противоположных всеобщих метода – метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения. Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления.

Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность, и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение); другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах (путем измерения, экспериментов) здесь происходит первичная систематизация полученных знаний (в виде таблиц, схем, графиков).

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Однако эмпирические и теоретические уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического.


Это интересно:

Программа фенологических наблюдений над древесными растениями (сокращенный вариант). Растения на ювенильном этапе онтогенеза
Развитие подсемядольной части растения: появление всходов (С); распускание семядолей (С2). Развитие надсемядольной части растения: распускание (раскрывание) зародышевой почки (Пп1), распускание ювенильных листьев (Лп1); начало и окончани ...

Зародыш развивается – сплошные проблемы
Для развития любого зародыша необходимо наличие «строительного материала» и «топлива», обеспечивающего поступление энергии. «Топливо» надо сжигать – значит, необходим еще и кислород. Но и это еще не все. В процессе развития зародыша образ ...

Очистка капсидного белка
Капсидный белок выделяют из очищенных нуклеокапсидов, которые в свою очередь можно получить либо из вирионов, либо из экстракта зараженных клеток. Ниже приведена методика выделения из клеточных экстрактов, дающая более высокий выход. 50- ...