Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими
растениями во внеурочной работеСтраница 2
Некоторые опыты и наблюдения в данном случае связаны с темой «Царства бактерии и грибы». Учащиеся наблюдают за комнатными растениями. Если внешний вид растения изменился, то причиной этого может быть поражение растения фитопатогенными микроорганизмами. Зная признаки поражения растений микроорганизмами, учащиеся могут определить заболевание. Одни и те же опыты могут быть использованы при изучении нескольких тем или применительно к каждой из них.
Самое важное заключается в полном педагогическом использовании внеурочных работ учащихся на уроках, т. е. в осуществлении обратной связи наиболее продуманным образом. Учащихся приучают докладывать всему классу на уроке о том, как проходил опыт или наблюдение, какие выводы сделаны (6, 285).
В школах дают задания по наблюдениям в природе, помогающие выяснению явлений главным образом из области морфологии, экологии, систематики и связанному с ними составлению гербариев и коллекций. Выполняются они преимущественно летом и потому называются часто летними заданиями
. Их нельзя рассматривать как сбор любых ботанических материалов без определенного биологического осмысления и в любом количестве. Сбор объектов должен производиться по заданиям. Учащихся следует предупредить, что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнение задания: собрано то, что нужно, в ограниченном количестве, правильно засушено и закреплено с указанием места и времени сбора.
Например, в летний период учащимся предлагается сделать следующие гербарии:
· овощные культуры, пораженные фитопатогенными микроорганизмами;
· полевые культуры, пораженные фитопатогенными микроорганизмами;
· комнатные растения, пораженные фитопатогенными микроорганизмами;
· цветочно-декоративные растения, пораженные фитопатогенными микроорганизмами;
· бактериальные клубеньки на корнях различных бобовых растений.
Сбор таких коллекции лучше распределить между небольшими группами учащихся в течение всего учебного года в связи с изучением тем программы.
Внеурочные работы, в уголке живой природы, в кабинете, в природе доставляют интересные материалы для изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, развивают живой интерес к природе. Для выполнения таких работ учащиеся обращаются к специальной литературе о растениях, справочникам, энциклопедиям, что воспитывает потребность в постоянном обращении к книге для руководства и углублении знаний (40, 287).
Внеурочные работы на школьном учебно-опытном участке проводятся при педагогически правильной организации учебно-опытного участка и работ на нем
открываются широкие возможности
обучения и
воспитания учащихся. Развитие приобретенных на уроках биологических понятий вступает в особенно важную стадию – их практикования, применения в решении практических задач, что способствует прочности знаний.
Школьный участок – это лаборатория биологии для опытов и наблюдений, многообразное натуральное наглядное пособие и источник демонстрационного и раздаточного материала. Это первое звено в трудовом воспитании.
Очень важно предусмотреть групповые летние задания, которые касаются длительных опытов на учебно-опытном участке. Каждая группа
учащихся участвует в планировании закреплённого за ними
опыта, его закладке, использует агротехнические приёмы, способствующие развитию растений на опытных и контрольных делянках в течение лета.
Планируемые опыты и задания должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. Выполнение опытов на учебно-опытном участке способствует овладению учащимися комплексом практических умений и навыков сельскохозяйственного труда (35, 225).
Это интересно:
Особенности микроскопических грибов,
выделенных из различных экониш. Влияние экологических
условий на рост микромицетов. Сравнительный анализ скорости радиального роста
микромицетов, выделенных из
На сегодня экологические проблемы становятся не менее актуальными, чем запросы микробиологической промышленности (Кочкина, 1978; Великанов, 1983; Жданова, 1982-2000; Паников, 1991). Надежды на их решение связывают с так называемым системн ...
Всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы
Методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования. Различают всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.
Всеобщих методов в истории познания два: диалектический и метафизический. Мета ...
Рецепторы и их классификация
Рецепторы представляют собой конечные специализированные образования, предназначенные для трансформации энергии различных видов раздражителей в специфическую активность нервной системы.
Рецепторные клетки отличаются от остальных, по край ...