Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими
растениями во внеурочной работеСтраница 3
В программе опытно-практических работ дается примерная тематика опытов для учащихся с растениями. Из неё учитель выбирает те темы опытов, которые наиболее актуальны в учебно-воспитательном отношении и отвечают местным природным и производственным условиям (40, 294).
Для проведения опытнической работы класс рекомендуется делить на звенья по 5-6 человек. Каждому звену поручается отдельный опыт. Выбор темы опыта проводится совместно с членами звена, при этом необходимо поощрять темы, предложенные самими учащимися. Учитель должен убедить учащихся в необходимости строгого соблюдения методики опыта (43, 47).
Ниже приведены примерные темы опытов, рекомендуемых для проведения (см. Табл. 2).
Таблица 2.
Технология проведения опытов по взаимодействию микроорганизмов с высшими растениями
№ |
Тема |
Схема опыта |
Методические указания |
1 |
Влияние бактериальных удобрений на урожай капусты или гибридной брюквы. |
1. Посев семян без бактеризации – контроль. 2. Посев бактеризированными семенами. |
Препарат тетрагина или азотабактерина высыпают из бутылки в чистую посуду, добавляют воду и тщательно перемешивают. Полученной мутной жидкостью, не давая ей отстояться, равномерно и обильно опрыскивают семена. Слегка просушивают и высевают в тот же день. При закладке опыта необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей, которые губительно действуют на бактерии. |
2 |
Борьба с фитоф-торозом томатов при помощи настоя чеснока. |
1.Опрыскивание водой (контроль). 2. Опрыски-вание настоем чеснока. |
Для приготовления настоя 40-50 г головок чеснока измельчают, помещают в 3-литровую стеклянную бан-\ку, заливают водой комнатной температуры и закрывают крышкой. Настаивают в течение 5 суток в тёплом месте. Процеживают, разбавляют водой до 10 литров. Первое опрыскивание проводят в начале завязывания плодов на 2-й кисти, последующие – с интервалами в 7-10 дней |
3 |
Борьба с серой гнилью земляники при помощи совместного выращивания с репчатым луком. |
1. Земляника (контроль). 2. Земляника + лук репчатый. |
Весной после оттаивания почвы грядки с земляникой очищают от отмерших листьев, вносят удобрения и рыхлят почву. На опытных делянках высаживают лук-репку из расчёта – 1 луковица на 4 куста земляники. |
4 |
Обработка семян овощных растений фитонцидными парами. |
1. Сухие семена (контроль). 2. Семена, обработанные парами фитонцидов горчицы. |
Сухую горчицу перемешивают с небольшим количеством тёплой воды: на 10 г горчицы берут 20 мл воды, помещают на дно 2-3-литровой банки. Семена в марлевом мешочке подвешивают над горчицей и выдерживают в герметически закрытом сосуде 30-40 мин. Затем семена кладут на фильтровальную бумагу и оставляют на воздухе на 2-3 ч. При перемешивании горчицы с теплой водой усиливается выделение фитонцидов, которые убивая микробы, обеззараживают семена. Контролем служат семена, не подвергавшиеся обработке фитонцидами. |
5 |
Протравливание семян в настое чеснока. |
1.Намачивание семян в воде (контроль). 2.Протравливание семян в настое чеснока. |
Головки чеснока измельчают и заливают водой (1:10). После суточного настаивания используют для протравливания семян. В настое чеснока на 1-2 ч опускают в марлевом мешочке семена. После обработки семена ополаскивают водой и просушивают. Семена контрольного варианта намачивают в воде 1-2 ч, высушивают. |
Это интересно:
Способности и строение
Гепард действительно может нестись как вихрь. Невероятно, но этот зверь за каких-то 2 секунды с места может развить скорость 65 км/час! А потом бежать со скоростью 110 км/час! Гепард - самое быстроногое животное из наземных млекопитающих. ...
Жизненный цикл паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев;
промежуточные и основные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах. Примеры
Жизненный цикл – это совокупность всех стадий развития «от яйца до яйца», а при отсутствии яйца от любой стадии до ближайшей такой же. Основными биологическими моментами жизни всякого организма являются приспособления, обеспечивающие сохр ...
Основные стадии эволюции человека. Краткая характеристика
австралопитека
Большое значение для изучения вопроса имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли.
Одна из "революционных" теорий о месте человека в природе и истории принадлежит Ч. Дарвину. С момента публ ...